От теории осколков к строению вселенной…*0

От теории осколков к строению вселенной…

Широта научных интересов Григория Моисеевича Идлиса и его разносторонняя эрудиция всегда поражали и удивляли. С ним можно было говорить обо всём, он был в курсе новейших научных идей и всегда имел свою особую точку зрения. Во многом наши интересы совпадали. Он занимался теорией осколков, и я посвятил этой проблеме много лет. Особенно важными для меня как исследователя были его знания в области астрономии и строения Вселенной. Его статью «Бесконечность Вселенной с точки зрения теории множеств» я прочел ещё в 1969 г. Поэтому неслучайно эти небольшие заметки посвящены некоторым волновавшим нас обоих вопросам.

1. В 1953 году Григорий Моисеевич вывел вероятностный закон распределения по размерам или массам осколков, образующихся при случайном дроблении твердых тел. Число осколков данного размера или данной массы описывается соответственно формулами

Закон выполняется при достаточно больших размерах и массах осколков. Этому закону соответствуют наблюдательные данные для астероидов, метеоритов и метеорных частиц. Если вместо числа осколков nрассмотреть их общую массу M, то закон примет «гиперболический» вид:

В этом случае средний размер осколков c в некотором скоплении равен среднему логарифмическому минимального размера a и максимального размера b:

Через среднее логарифмическое выражается и средняя масса осколков. Свой вывод закона осколков Григорий Моисеевич показал известному математику А.Н. Колмогорову, заявившему, что с математической точки зрения все сделано правильно.

Существуют также другие варианты закона распределения осколков по размерам или массам. Первый такой закон предложили в 1933 году немецкие инженеры Пауль Отто Розин и Эрих Раммлер. Аналогичный закон предложил в 1939 году шведский инженер Эрнст Яльмар Валодди Вейбулл. В 2007 году мною был предложен закон χ-распределения с пятью степенями свободы.

2. Анализируя иерархическую модель Вселенной Ламберта, Григорий Моисеевич пришел к выводу, что Вселенная одновременно имеет бесконечную массу и нулевую среднюю плотность.

Аналогичные утверждения делали независимо друг от друга и другие исследователи. Первым, кто пришел к подобному выводу, был французский математик Поль Пьер Леви, построивший в 1904 году такую иерархическую модель Вселенной, в которой устранялись гравитационный и фотометрический парадоксы. Спустя 25 лет Леви рассказал о своей Вселенной известным французским физикам Перрену и Ланжевену, а в 1930 году он, наконец, опубликовал свой результат. Позже Джон фон Нейман говорил: «Мне думается, я понимаю, как работают все остальные математики, но Леви – это словно пришелец с другой планеты. Создается впечатление, что у него есть какие-то свои, особенные методы докапываться до истины, от которых мне, если честно, становится не по себе». Сегодня иерархическую модель часто называют фрактальной, а любая модель Вселенной должна как-то учитывать такие новые понятия, как темная материя и темная энергия.

3. Особенно интересным является предсказание Григория Моисеевича существования в периодической системе элементов Менделеева «идеального» химического элемента с максимально возможным номером 118. В последние годы его жизни  такой элемент был открыт. Через несколько дней после ухода Григория Моисеевича объявили о синтезе 28 февраля 2010 года в Объединенном институте ядерных исследований (Дубна) предыдущего 117-го элемента. Сегодня все 118 элементов известны. Элементы с бóльшими номерами пока открыть никому не удалось. В основе предсказания Идлиса лежит последовательность так называемых магических чисел

2, 8, 20, 28, 50, 82,…,

определяющая существование магических и дважды магических особо устойчивых атомных ядер.

118-й элемент имеет временное латинское название Унуноктий (Ununoctium), буквально означающее «118-й», и кратко обозначается как Uuo. На этом элементе заканчивается седьмая строка (период) периодического закона. Интересно, что еще в 1921 году Нильс Бор в своем варианте таблицы Менделеева, приведенном позже в книге Макса Борна «Атомная физика», после последнего известного тогда 92-го элемента Уран указал 118-й элемент.

Рассмотренные здесь три примера показывают, что Григорий Моисеевич брался решать самые неожиданные и сложные задачи и добивался определенных успехов.

Московский государственный технический